Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новонадеждинская средняя школа»
Принято
Протокол
педагогического совета №1
от 28.08.2025 г.
Утверждено
Директор школы
Р.В. Ромащенко
_______________
Приказ №126
от 29.08.2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
обучающегося с интеллектуальными нарушениями; вариант 1
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новонадеждинская средняя школа»
на 2025/2026 учебный год
уч-ся 7 класса
Учебный план
Учебный план МБОУ «Новонадеждинская СШ» (далее ― Учебный план),
реализующей АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время,отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает
сроки
освоения
АООП
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные
планы могут быть представлены в 4-х вариантах:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10
лет);3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
3 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор сроков обучения МБОУ «Новонадеждинская СШ» осуществляет
самостоятельно с учетом:
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и
имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые,
финансовые и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть
базисного
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а
также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями
и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, ихколичественное
соотношение организовано в соответствии с рекомендациями, которые прописаны в
Заключении ПМПК и в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка.
Организация
занятий
по
направлениям
внеурочной
деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации.
Образовательные организации
предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы,
в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Недельный учебный план образования
обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вар. 1): 7 класс
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Обязательная часть
1.Язык и речевая
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
практика
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
4
4
3
1
3
1
3
1
17
3
3.Естествознание
3.1.Природоведение
3.2.Биология
2
-
2
2
2
2
2
2
2
4
6
8
2
-
2
2
-
2
2
2
2
2
2
2
10
6
5.1. Изобразительное
искусство
2
-
-
-
-
2
5.2. Музыка
1
-
-
-
1
6.Физическая
культура
6.1. Адаптивная физическая
культура
2
2
2
2
2
10
7. Технологии
7.1. Труд (технология)
6
6
7
7
33
27
28
29
29
142
2
2
7
29
1
1
1
7
3.3. География
4.Человек
общество
и
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3.История Отечества
5. Искусство
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
участниками
2
Факультатив Математика
1
Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
29
30
30
30
30
149
Коррекционно-развивающая
(коррекционные занятия)
5
5
6
5
5
25
Психолог
Социальный педагог
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
10
5
Логопед
Дефектолог
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
5
5
Всего к финансированию
34
35
36
38
38
182
область